О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах

Основная образовательная программа 2023-2028 учебный год
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
5
Описание
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Иман» 
ст.Горячеисточненская Грозненского муниципального района (далее – Программа) разработана 
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного 
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, 
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции 
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте 
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной 
образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом 
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 
декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО). 
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие 
нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных 
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных 
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; 
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении 
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских 
духовно-нравственных ценностей» 
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской 
Федерации»; 
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений 
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания 
обучающихся»; 
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений 
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального 
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; 
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об 
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в 
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа 
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена 
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте 
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); 
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным 
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования 
(утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано 
в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); 
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к 
5
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены 
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., 
регистрационный № 61573); 
‒ Закон Чеченской Республики от 30 октября 2014 г. № 37-рз «Об образовании в 
Чеченской Республике»; 
‒ Государственная программа Чеченской Республики «Развитие образования 
Чеченской Республики» (утверждена постановлением Правительства Чеченской Республики от 
17 августа 2020 г. № 180 (в редакции постановлений Правительства Чеченской Республики от 
16 октября 2020 года № 305, от 15 декабря 2020 года № 382, от 30 апреля 2021 года № 66, от 8 
сентября 2021 года № 190, от 17 марта 2022 г. № 42); 
‒ Указ Главы Чеченской Республики от 5 октября 2021 г. № 177 «Об утверждении 
Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения 
Чеченской Республики; 
‒ Другие действующие федеральные, региональные и муниципальные документы; 
‒ Устав ДОУ; 
‒ Программа развития ДОУ; 
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие 
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их 
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе 
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для 
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе 
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей 
дошкольного возраста видов деятельности. 
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками 
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с 
точки зрения реализации требований ФГОС ДО. 
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: 
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской 
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его 
возрасту содержании доступными средствами; 
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), 
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям 
российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю 
и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения 
детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его 
родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от 
места и региона проживания. 
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены 
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие 
детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные 
образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, 
климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и 
ориентированные на потребность детей и их родителей: 
 Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; 
6
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: 
‒ рабочая программа воспитания, 
‒ режим дня для всех возрастных групп ДОО, 
‒ учебный план1
‒ календарный учебный график2
‒ календарный план воспитательной работы. 
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, 
содержательный, организационный и дополнительный разделы. 
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее 
формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, 
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики 
особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к 
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание: 
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных 
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, 
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с 
Федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих 
реализацию данного содержания. 
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы 
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их 
образовательных потребностей и интересов; 
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; 
‒ способов поддержки детской инициативы; 
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; 
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития 
детей. 
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает 
задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к 
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей 
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. 
Организационный раздел Программы включает описание: 
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; 
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); 
‒ материально-техническое обеспечение Программы; 
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 
В разделе представлены режим дня во всех возрастных группах, календарный план 
воспитательной работы. 
Дополнительный раздел раскрывает краткую презентацию. 
Форма обученияОчная
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.       

 

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.     

 

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).       

 

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

Практика не предусмотрена

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации  образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются

Образовательная программа
О языках образования (в форме электронного документа)
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических ли
Программы развития на 2020 -2023 гг
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
3
Описание

В программе определены тенденции развития дошкольного учреждения в инновационном режиме, охарактеризованы главные проблемы и задачи педагогического и детского коллектива, моделируя пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса в соответствии с модернизацией российского образования. Развитие ДОУ в данный период предполагает создание условий для личностного роста воспитанников, их подготовки к школьному обучению, успешной социализации в обществе.

Форма обученияОчная
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой

1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования.

2. Формирование предпосылок у детей к обучению в школе и осуществление преемственности дошкольного и начального обучения.

3. Повысить конкурентоспособность организации путём предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-пространственных услуг, внедрение в практику работы организации новых форм дошкольного образования.

4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

5. Оказание психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

6. Привести в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу организации.

7. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников.

Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой

Практика не предусмотрена

Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации  образовательной программы электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются

Образовательная программа
О языках образования (в форме электронного документа)
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических ли
Дополнительная образовательная программа "АБВГДейка"
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами
0
Образовательная программа с международной аккредитацией
Нет
Платная образовательная программа
Нет
Нормативный срок обучения
1
Описание

Дошкольное детство - важная и неповторимая страница в жизни человека, поэтому особое значение придается педагогами всему, что будет приобретено ребенком за этот период. Овладение грамотой предполагает собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны, но большинство из родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений. В чем же причина? На мой взгляд к основным причинам подобного явления относятся: несформированность навыков звукового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строении слова».

Особенностью данной программы является использование принципа включения детей в целостную мотивированную деятельность, в процессе которой дети в игровой форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Проводить работу с дошкольниками предполагается не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной деятельности взрослого с детьми.

Данная программа включает три направления работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-       развитие звуковой стороны речи;

-       ознакомление со знаковой системой языка;

-       подготовка руки к письму.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей и целью кружка по обучению детей чтению «АБВГДейка». Программа занятий в кружке «АБВГДейка» составлена на основе методики обучения чтению Эльконина Д.Б., методических указаний Шумаевой Д.Г., Журовой Л.Е., Варенцовой Н.С., Ковригиной Т.Е., Рыбниковой О.М., и др.

Занятия имеют определенную структуру:

-     повторение материала предыдущих занятий;

-     чтение сказки;

-     артикуляционная гимнастика или разминка; уточнение правильного произношения звука;

-     знакомство с новым звуком, буквой: игры и упражнения; работа по развитию звукового анализа;

-     физкультминутка;

-     индивидуальная работа детей с разрезной азбукой;

-     чтение;

-     рисунок по клеточкам;

-     итоги.

Цели кружка «АБВГДейка»

Главная цель кружковой работы по обучению чтению – научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем), членить предложения на слова (определять количество слов), читать предложения и тексты с пониманием.

Задачи кружковой работы:

Основными задачами кружка «АБВГДейка» по обучению чтению являются следующие:

-     учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки;

-     дать знания о слоговом строении слова, о словесном ударении;

-     формировать представление о предложении;

-     учить овладевать навыками моделирования слов и предложений;

-     знакомить со всеми буквами русского алфавита;

-     овладевать навыками слогового и слитного чтения, письма (печатания) на основе знакомых букв;

-     формировать у детей навык осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла слов;

-     знакомить с элементарными правилами грамматики;

-     формировать устную речь детей, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;

-     развивать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику руки, память, мышление, внимание;

-     формировать устойчивый интерес к чтению, воспитывать аккуратность, коммуникабельность, любознательность.

Основные принципы:

-     последовательность (от простого к сложному)

-     доступность

-     наглядность

-     индивидуализация

-     результативность

-     межпредметность

Формы организаций занятий:

-     фронтальная (работа со всей группой)

-     работа по подгруппам

Методы и приемы, используемые на занятиях кружка:

-     словесные

-     наглядные

-     практические

Система занятий кружковой работы включает следующие направления:

Работа со звуком. Организуя данную работу важно научить ребенка правильно произносить гласные и согласные звуки, развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах, отчетливо произносить слова и словосочетания, научить определять место звука в слове, работать над интонацией и выразительностью речи.

Работа со слогом. Чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Обращаю внимание детей на то, что читать слоги нужно плавно, не отделяя звуки друг от друга. Учимся делить слова на слоги, находить ударный звук, или слог.

Работа над предложением и устной речью. Обучаю детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших по объему произведений, составлению рассказов по картине или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детьми задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Игры со словом. Проводя игры со словом, у детей обогащается и активизируется словарь. Дети учатся правильно употреблять слова – называть предметы, признаки, действия и объяснять их значения; учатся объединять и различать по существенным признакам предметы; определять и называть местоположение предметов и.т.д.

Организационно – методическое обеспечение программы(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость)

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей старшего дошкольного возраста. Предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня, с подгруппой детей в количестве 35 человек. Продолжительность каждого занятия 25 мин. (старшая гр.).  Общее количество учебных занятий в год - 32.

Сроки реализации программы с октября по май месяц.

Ожидаемые результаты:

Занятия по подготовке к обучению грамоте позволяют детям успешно овладеть звуковым анализом слова состоящего из 3 – 5 звуков; плавным послоговым и слитным способами чтения; складывается весь комплекс готовности к письму. Дети постоянно рассуждают, анализируют, делают собственные выводы, учатся их обосновывать. Т.о. формируется система знаний имеющих значение не только при обучении ребенка чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Оценка развития детей кружка «АБВГДейка»

Проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года.

Критерии оценивания:

Высокий уровень - проявляет интерес и самостоятельность;

Средний уровень - использует помощь взрослого;

Низкий уровень - не проявляет интереса.

Форма обученияОчная
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Образовательная программа
О языках образования (в форме электронного документа)
О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических ли

Об учебном плане

Учебный план МБДОУ "Детский сад "Иман" на 2024-2025 учебный год
Описание

Учебный план МБДОУ "Детский сад  "Иман" на 2024-2025 учебный год разработан на основе образовательной программы ДОУ; в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Учебный план распределяет учебное время, используемое для усвоения ребенком-дошкольником необходимых представлений, практических навыков в процессе обучения и воспитания, выполнение программ в процессе непосредственно образоваиельной деятельности по основным направлениям.

Учебный план
Скачать
Срок действия
31.05.2025

О календарно-учебном графике

Годовой календарный учебный график 2024-2025 гг
Описание

Годовой календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в 2024 – 2025  учебном году.   

Календарно-учебный график
Скачать
Срок действия
31.05.2025

Аннотации к рабочим программам

Аннотации к рабочим программам

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Скачать